Королевство Иордания — государство, большую часть которого занимает пустыня. Но так было не всегда. Два тысячелетия назад даже на юге страны цвели сады и зеленели поля.
На землях Южной Палестины и Северной Аравии кочевые племена набатеев в 4 веке до нашей эры решили перейти к оседлому образу жизни и они образовали Набатейское царство, которое многие историки считают самой развитой цивилизацией того времени.
Набатеи создавали величественные храмы, но самое главное, они научились в условиях пустыни добывать и сохранять воду, строить сложные оросительные системы. Соседние племена даже считали их магами, способными добывать воду из камня.Набатеи собирали на этих пустынных землях богатые урожаи. И все же главным источником их богатства и могущества было не земледелие, а караванная торговля. Свою столицу набатейцы называли Рекем, но закрепилось за ней греческое название Петра — «скала».
Петра лежала на Великом шелковом пути и была крупным торговым центром. Пополнялась набатейская казна и за счет пошлины, которая взималась с каждого каравана. Торговые пути шли от Китая до Средиземноморья, а выгоду от этого получало Набатейское царство. Эти земли издавна контролируются бедуинскими племенами. Когда-то они не допускали сюда европейцев, и поэтому о существовании Петры в Старом Свете узнали совсем недавно, 200 лет назад.
Предания о затерянном среди скал и песков древнем набатейском городе будоражили сознание европейских ученых и путешественников еще со времен крестоносцев. Эти земли в Средние века контролировали свирепые бедуинские племена, а потому их недоступность еще больше подогревала воображение. Отдаляясь во времени, Петра все больше и больше обретала призрачные черты ближневосточного Эльдорадо, пока, наконец, почти случайно не была обнаружена швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом. В надежде отыскать потерянный город он отправился вместе с караваном от Дамаска до Каира. В конце августа 1812 г. путешественник оказался недалеко от предполагаемого места расположения Петры. Поскольку он прекрасно говорил по-арабски, был одет, как кочевник, и вообще выдавал себя за мусульманина Ибрагима ибн Абдаллу, ему не составило особого труда упросить местных арабов отвести его на могилу брата Моисея, пророка Аарона, погребенного, по преданию, на вершине одной из гор якобы для принесения жертвы.
К удивлению Буркхардта, бедуин повел его в горы. Издали они казались совершенно непреодолимыми, но при подходе к ним в одной из скал внезапно обнаружился узкий проход в глубокое ущелье — Сик. После двадцатиминутной прогулки по дну извилистого каньона взору изумленного швейцарца открылись грандиозные развалины мертвого города, в которых он опознал Петру — потерянную столицу набатеев. От этого открытия он пришел в такой восторг, что чуть было не выдал себя. Но дело было сделано, Буркхардт оказался первым европейцем за последние шестьсот лет, который увидел это чудо света.
1.
2.
Набатеи были своего рода таможенниками или пограничниками. Они собирали дань с проходивших мимо караванов. Занимаясь этим веками, они и скопили свои сказочные богатства, слава о которых не давала покоя многим поколениям кладоискателей. Как раз в это время началось возвышение другой жемчужины Ближнего Востока — Пальмиры. Караваны пошли другими путями, а жителям Петры оставалось лишь сожалеть об утраченном величии и могуществе.
Петра успела побыть и частью Византии, пока два страшных землетрясения в 363 и 747 гг. окончательно не добили ее. Во времена господства арабов и крестовых походов город уже был мертв. И лишь поиски сокровищ, которые должны были быть спрятаны где-то здесь, продолжали манить сюда самых разных авантюристов. С той поры на главном символе Петры — Казне остались многочисленные следы от пуль. Бедуины считали, что если попасть в нужное место, то на них прольется золотой дождь. Увы, он не пролился, хотя кто знает, может быть, они просто стреляли не туда, куда надо.
3.
4.
Вполне возможно, что фантастические набатейские сокровища еще лежат где-то в этих розовых руинах. Ведь никто никогда не видел, чтобы из города вывозили ценности. Хотя, за 300 лет можно было проесть любые, даже несметные, богатства.
Этот известный во всем мире фасад — самый яркий архитектурный памятник города и, пожалуй, главная достопримечательность Иордании, её визитная карточка..
Неудивительно, что именно Казну Стивен Спилберг сделал декорацией к истории о поисках священного грааля. Правда, в фильме о приключениях Индианы Джонса этот фантастический фасад лишь дверь, за которой скрываются непредсказуемые лабиринты. К сожалению, это не так....
5.
За фасадом нет здания — только выдолбленная в скале сравнительно небольшая и никак не украшенная пещера, в которой находилась не казна египетского фараона, а усыпальница набатейского царя.
Историки считают, что в лучшие времена в Петре жило не менее 20 000 человек. Их дома располагались на равнине в дальней части от входного ущелья Сик. Но от них сейчас практически ничего не осталось.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Все это отчасти напоминает и Метеоры в Греции, и пещерный город Вардзия в Грузии. Ведь во всех этих трех чудесах света не обошлось без греческого участия, а само слово Петра переводится с греческого «скала». Но сама дорога в Петру поражает воображение.
В долине для возвращения из Петры бедуины предлагают местный транспорт — верблюда, ослика или повозку с лошадьми.
14.
15.
По правде говоря, предлагают они и при въезде в Петру, но этого совсем не требуется. Если у Вас удобная обувь и здоровые ноги, то пройтись 20 минут по восхитительному ущелью Сик, ведущему в Петру и обратно — это сплошное удовольствие и восхищение творением природы, а отчасти и людей. Кроме того, тряска в этой повозке по мощенной и не мощенной части ущелья довольна экстремальна, берегите позвоночник, чтобы он не осыпался в .... (сами знаете куда).
А я пойду пешком любоваться по этому фантастическому ущелью, от которого я был в восторге. К тому же, мне довелось побывать ближе к закату, а восход и закат — это самое сладкое время для его посещения: солнце окрашивает и без того красивый розовый камень в ещё более насыщенные тона, придавая местами внеземное (марсианское, что ли) ощущение пространства. А наложенное на высоченные (до 100 метром) стены ущелья фантастичность места придаёт ещё некое ощущение величия силы природы — ведь когда-то это было русло бурной горной реки.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Для защиты от подтопления, в случае внезапных дождей где-то в горах, есть специальные плотины, с дырочкой внизу для индикации начала потока, но позволяющие сдержать напор воды и покинуть ущелье. Хотя дожди — очень редкое явление в центральной и южной Иордании.
27.
28.
29.
На входе вас встречают стражники, позволяющие с ними сфотографироваться. Можно это сделать бесплатно, они не рассердятся и пропустят в Петру, но очень приветствуют пожертвование в специальную коробочку.
30.
31.
У входа в Петру есть чудесный отель для желающих задержаться в этом восхитительном месте и осмотреть всё подробно. Ведь помимо главного ущелья, справа от входа, есть ещё одна дорога, следуя по которой можно почувствовать себя швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом :)
32.
Вскоре мы продолжим путешествие по Иордании и я расскажу как попасть в Иорданию более экономичным путем, а не только через столицу Королевскими Иорданскими авиалиниями (Royal Jordanian Airlines).